"
Евродон" не сумел подсадить россиян на индюшатину, но пока государство поддерживает аграриев дешевыми кредитами, у компании есть время это сделать.
Глава компании "
Евродон" Вадим Ванеев радостно рассказывает, что Внешэкономбанк, несмотря на кризис, одобрил выдачу нового кредита. Причины радости понятны: "
Евродон" изначально развивался на заемные средства, а часть процентов по кредитам ему субсидирует государство. Сейчас с деньгами туговато. И новый кредит, который поступит на счета компании в течение месяца,— событие радостное. Ванеев оптимистично перечисляет новые проекты, на которые уйдут деньги. Все, казалось бы, хорошо. Если бы не одно "но": все это слово в слово я слышал год назад.
Компания стала для меня единственным предприятием пищевой промышленности, где я не побрезговал попробовать продукцию прямо в производственном цехе. Кто хоть раз бывал на мясоперерабатывающих заводах, меня поймет. Обычно после их посещения появляется желание навсегда стать вегетарианцем. На "
Евродоне" же продукты из индейки ел я, ел главный технолог завода и даже наш фотограф. Компания производила всего 11,2 тыс. тонн индюшатины в год, в глубокую переработку уходило всего 12%, а остальное сырье "
Евродон" продавал на сторону. Небольшое, почти семейное производство.
Однако планы у Вадима Ванеева были наполеоновские. К концу 2008 года он обещал увеличить объемы с 11,2 до 30 тыс. тонн в год. А к 2009-му — и вовсе до 90 тыс. Кроме того, была обещана массовая рекламная кампания.
Моя статья годичной давности актуальности не потеряла. Объемы производства у "
Евродона" те же — 11,2 тыс. тонн. Амбициозные планы тоже сохранились, но сроки реализации передвинулись в будущее. Ванеев по-прежнему мечтает создать собственное родительское стадо (сейчас яйца индюков возят из Канады), построить предприятие по производству стройматериалов для возведения птичников и запустить еще одну ферму в Саратове.
За год из всех этих проектов со стартовой точки ("есть бизнес-план") сдвинулся только один: началось возведение цехов завода стройматериалов. Все остальное, как и раньше, существует только в голове самого Ванеева. А про масштабную рекламную кампанию он вообще больше старается не говорить. Да и о планах создания родительского стада рассказывает с заметным скепсисом: "Это же проект с окупаемостью десять лет. Пока денег еще нет, но мы их обещаем найти".
Нового кредита Внешэкономбанка (его сумму предприниматель не назвал, чтобы не сглазить) на все явно не хватит. А сказать с абсолютной точностью, будут ли новые дешевые кредиты, сейчас смог бы разве что Нострадамус. Так что тратить деньги придется максимально расчетливо. В прошлом году Ванеев говорил, что для выхода на окупаемость необходимо производить 30 тыс. тонн мяса в год, то есть повысить объемы производства почти втрое. Тут уж действительно не до рекламы и родительских стад.
Но Ванеев не унывает. "Кризис кризисом, а есть три раза в день все равно люди будут",— повторяет он как мантру. Индюшатина, конечно, дороже курицы, но дешевле говядины и свинины. Если кризис будет долгим, то уже неплохое конкурентное преимущество. Если же беды закончатся быстро, то Ванеев сможет и дальше строить глобальные планы.